Отправьте заявку

Отправьте вопрос, чем мы можем быть Вам полезны, и получите персонализированное предложение прямо сейчас!

4 сентября 2019 г.

Новое валютное регулирование идет по пути либерализации? Мнения государства и бизнеса расходятся

2 августа 2019 года подписан закон о внесении изменений в Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее по тексту – «Закон»), предусматривающий ряд важных изменений уже с 1 января 2020 года в отношении, в частности, перечня разрешенных валютных операций.

Аппарат Совета Федерации в своем правовом заключении к законопроекту назвал его положения направленными на либерализацию валютного контроля. Все ли так однозначно? Разберемся в данной статье.

Перечень разрешенных операций

Действующая редакция Закона в статье 12 предусматривает закрытый перечень случаев, когда физические лица — резиденты РФ — могут получать средства от нерезидентов на свои счета в иностранных банках.

Валютными резидентами являются физические лица, являющиеся гражданами РФ, а также постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, иностранные граждане и лица без гражданства.

Текущая редакция Закона предусматривает разный объем обязательств для резидентов, постоянно проживающих в России, и для тех, кто проживает более 183 дней в календарном году за границей. С 1 января 2017 года ограничения, связанные с видами разрешенных операций, относятся лишь к тем резидентам, которые основную часть времени проживают в России (не проводят за границей более 183 дней).

Закон снял какие-либо ограничения при зачислении средств от нерезидентов на счета в банках, расположенных в странах ОЭСР и ФАТФ, при условии участия этих стран в международном автоматическом обмене информацией с РФ (CRS).

Важно заметить, что популярные среди клиентов Кипр и Мальта не относятся к таким странам. Великобритания, в свою очередь, приостановила обмен информацией с Россией.

Законопроект также предусмотрел исключение требования касательно представления отчетов о движении денежных средств по таким счетам, в случае, если сумма зачисленных или списанных средств за отчетный период или остаток по счету на конец отчетного периода не превышают 600 000 рублей, либо эквивалент в валюте.

Таким образом, данные изменения можно отнести к «положительным», что дает возможность прогнозировать упрощение работы резидентов с зарубежными счетами.

Брокерские счета и иные организации финансового рынка. 

Требования, предусмотренные новой редакцией Закона, применимы теперь не только к банковским счетам, но также и к иным организациям финансового рынка.

В Законе не перечислены виды иных организаций финансового рынка, их перечень оставлен открытым. Однако Федеральная налоговая служба дает комментарии по запросам в отношении разных финансовых институтов. В частности, к таковым ФНС России не относит страховых брокеров.

Профессиональное сообщество единогласно заявило, что брокерские счета попадают под новое регулирование. 

К иным организациям финансового рынка, по нашему мнению, можно отнести платежные системы с соответствующими лицензиями, страховые организации, лицензированных трастовых управляющих, инвестиционные фонды и негосударственные пенсионные фонды. Однако вопрос о применении новых правил к данным финансовым организациям остается открытым.

Какие новые обязательства ждут владельцев таких счетов в 2020 году?

Прежде всего, Закон предусмотрел необходимость подачи уведомлений об открытии и закрытии таких счетов, об изменении их реквизитов, а также предоставления отчетов о движении денежных средств. Однако в том случае, если на момент вступления Закона в силу такие счета уже открыты, им не предусмотрено каких-либо переходных положений.

Упомянутое выше исключение в отношении предоставления отчетов о движении денежных средств распространится и на брокерские счета в организациях финансового рынка на территории стран ОЭСР/ФАТФ, осуществляющих обмен информацией с РФ.

Согласно тексту Закона, Центральный банк РФ должен будет определить перечень случаев, когда зачисление и списание средств по таким счетам будет допустимо, что определенно может привести к ограничениям в работе с ними.

Что еще?

Новая редакция Закона «решила» вопрос получения средств за реализацию драгоценных металлов. Допустимо получение средств на счета резидентов, открытые в любых иностранных банках, в виде доходов от реализации драгоценных металлов, но только при условии, что такие доходы выплачиваются в силу требований законодательства иностранного государства.

Некоторые изменения коснулись правил репатриации денежных средств юридическими лицами.

Статья 19 действующей редакции Закона предусматривает строгие правила получения средств резидентами на уполномоченные банковские счета в РФ от нерезидентов по внешнеторговым сделкам за оказанные им услуги и поставленные товары. Новые правила предусматривают поэтапную отмену необходимости репатриации несырьевой экспортной выручки, выраженной в рублях, к 2024 году.

В целом, несмотря на определенные позитивные изменения, профессиональное сообщество определяет характер законопроекта как спорный.  Всеми ожидаемого снижения размера штрафа за незаконные валютные операции не произошло. Брокерские счета, в отношении которых позиция длительное время была достаточно спорной, попали под российское валютное регулирование. Центральному банку РФ предстоит уточнить требования в отношении разрешенных операций по счетам иных организаций финансового рынка, чего на настоящий момент не произошло. Всё это добавляет некой неопределенности в оценке изменений  валютного законодательства.

По вопросам подготовки уведомлений и отчетов о движении денежных средств обращайтесь к нашему специалисту — Виктории Архаровой. 

Есть вопросы? Свяжитесь с нами:

Архарова Виктория

Юрист

Специализация: международное частное право, налоговое право, корпоративное право.

Опыт работы в данной сфере с 2016 года.

тел: +7 (495) 787-71-17

e-mail: moscow@amondsmith.ru

Все новости офшоров и других юрисдикций