Отправьте заявку

Отправьте вопрос, чем мы можем быть Вам полезны, и получите персонализированное предложение прямо сейчас!

Какие последствия повлечёт изменение Соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и Кипром?

16 апреля 2009 года в г. Никосия между Министерством финансов Российской Федерации и Министерством финансов Кипра был подписан Протокол о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (подписано в г. Никосия 5 декабря 1998 года) (далее по тексту — Протокол и Соглашение соответственно). Положениями Протокола внесены изменения в 10 статей Соглашения и введена одна новая статья.

По заявлениям официальных представителей государственных органов России и Кипра данный Протокол должен содействовать развитию международного бизнеса, а также способствовать дальнейшему развитию экономических отношений между Россией и Кипром.

Многие изменения Соглашения конкретизируют его и не лишают кипрские резидентные компании преимуществ, которые им предоставляет Соглашение об избежании двойного налогообложения.

Итак, основные изменения коснулись следующего:

  1. Существенно изменена статья, посвящённая налогообложению доходов от отчуждения имущества. Так, согласно данным изменениям, при отчуждении акций компании, в которой пятьдесят процентов от стоимости активов составляет недвижимое имущество, доходы, полученные в результате такой продажи, могут облагаться налогом в государстве местонахождения имущества. Это правило вместе с тем не будет распространяться на случаи, когда происходит реорганизация компании либо когда акции отчуждаются на признанных фондовых биржах, а также пенсионным фондом и Правительствами Кипра и Российской Федерации. Изменения вступили в силу c 1 января 2014 года.
  2. Доходы от недвижимого имущества, как и ранее, будут облагаться налогами в государстве, в котором располагается недвижимое имущество. Однако положения данной статьи также распространены на фонды взаимного участия, которые созданы исключительно в целях инвестирования в недвижимое имущество.
  3. Соглашение дополнено статьёй 29, направленной на ограничение преимуществ, которые предоставляет Соглашение. Согласно положениям статьи, если в результате консультаций между компетентными органами обоих договаривающихся государств будет установлено, что основной целью или одной из основных целей создания или функционирования резидента являлось получение преимуществ по Соглашению, которые иным образом не были бы доступны, и такая компания зарегистрирована в третьих странах (не на территории Кипра и России), она не сможет ими воспользоваться. Таким образом, это положение не распространяется на компании, зарегистрированные на Кипре и в России. Действие статьи затронет компании, зарегистрированные в третьих странах, управление и контроль которыми осуществляется с территории Кипра, что позволяет претендовать на статус резидента, а значит и на использование преимуществ Соглашения.
  4. Действие статьи, посвящённой налогообложению дивидендов, было распространено также на выплаты по паям фондов совместного инвестирования или аналогичных форм коллективного инвестирования. Что касается других изменений налогообложения процентов и дивидендов, то тут произошли несущественные изменения, в частности, для снижения ставки налога у источника до 5% при налогообложении выплат дивидендов вклад в уставный капитал должен будет составлять 100 000 евро (ранее 100 000 долларов США). С вступлением в силу Протокола проценты, которые в результате действия правил «тонкой капитализации» признаются дивидендами в целях налогообложения по российскому законодательству, будут подлежать налогообложению по ставкам, предусмотренным Соглашением об избежании двойного налогообложения с Кипром для дивидендов (5–10% вместо 0%).
  5. Протоколом предусматриваются новые правила в отношении определения резидентности компании. А именно, в случае невозможности определения места эффективного управления юридическим лицом, государственные органы России и Кипра будут решать вопрос о таком местонахождении в каждом конкретном случае путём проведения согласительных процедур.
  6. Кроме того, расширено понятие постоянного представительства. Согласно новым положениям, в случае если компания действует на территории другого договаривающегося государства через физическое лицо, пребывающее на территории иностранного государства 183 или более дней в течение 12 месяцев, у такой компании может возникнуть постоянное представительство в таком государстве. Это может повлечь серьёзные последствия в отношении налогообложения. В связи с этим во избежание возникновения постоянного представительства следует избегать использования генеральных доверенностей для совершения тех или иных сделок на территории РФ.
  7. Другим важным изменением является новая редакция статьи 27 Соглашения, посвященной взаимному оказанию помощи в сборе налогов. Данная статья в новой редакции стала более конкретизированной. В частности, решены вопросы наложения обеспечительных мер, дано определение понятия налогового требования и др.
  8. Важными в Протоколе являются изменения положений об обмене информацией. Отметим, что в Протоколе не уточняется, какой именно информацией могут обмениваться компетентные органы соответствующих стран, указывается лишь на информацию, «которая может считаться существенной для применения положений Соглашения или для администрирования и применения внутреннего законодательства в отношении налогов любого вида или наименования». На самом деле данные изменения направлены на некоторую конкретизацию уже существующей статьи Соглашения об избежании двойного налогообложения с Кипром и не повлекут каких-либо серьёзных изменений в сфере конфиденциальности информации. Вместе с тем следует иметь в виду, что данное заключение вытекает из строго формальной оценки новой и действующей редакций данной статьи. Как будут складываться на практике отношения по сотрудничеству в сфере обмена информацией между Российской Федерацией и Кипром покажет время. В любом случае смысл данной статьи не поменялся одновременно с текстом. 
    Добавим, что на Кипре были приняты изменения в национальном законодательстве, которые позволяют Кипру (при определённых условиях и с согласия Генерального прокурора Республики Кипр) раскрывать информацию налоговым ведомствам тех стран, с которыми у Кипра существуют соглашения об избежании двойного налогообложения. Это сделано для того, чтобы придерживаться стандартов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), касающихся финансовой транспарентности при обмене информацией по налоговым вопросам.

При этом для раскрытия информации запрашивающая сторона, в свою очередь, должна иметь следующее:

  • сведения о лице, по которому ведётся сбор информации;
  • описание информации и способы её получения;
  • налоговые цели, для которых предоставляется информация;
  • обоснование причин, по которым запрашивающий орган считает, что запрашиваемая информация находится на Кипре;
  • имя и адрес лиц, которые могут владеть такой информацией;
  • подтверждение полномочий запрашивающего органа;
  • доказательства того, что государство израсходовало все внутринациональные средства по получению информации;
  • и ряд других требований.

Таким образом, «случайные» запросы информации или какие-либо «проверки» исключены.

Отдельно хотелось бы обратить внимание на положения о вступлении в действие тех или иных норм. Так, согласно статье XIII, данный Протокол, а значит и изменения в Соглашение вступят в силу после того, как будет ратифицирован Протокол последним из двух договаривающихся государств и начнёт действовать в России и на Кипре в налоговых периодах, начинающихся с первого января календарного года, следующего за годом, в котором Протокол вступит в силу.

Статья, вносящая изменения в порядок налогообложения доходов от отчуждения недвижимого имущества, будет введена в действие только через четыре года после того, как Протокол вступит в силу.

Что касается статьи, которая предусматривает помощь в сборе налогов, она вступит в силу только после того, как Кипр создаст необходимую правовую базу.

Таким образом, возможности по использованию кипрских компаний российским бизнесом сохранились, в первую очередь за счёт следующих моментов:

  • Ставки налога у источника на выплату дивидендов остались неизменными (5–10%), налог у источника на выплату процентов и роялти не взимается, что сохраняет за этим Соглашением статус наиболее выгодного по сравнению со всеми иными действующими соглашениями об избежании двойного налогообложения, заключенными Россией.
  • Расширено понятие дивидендов, благодаря чему большее количество видов отчислений подпадает под льготные ставки налогообложения.
  • В перспективе Кипр исключается из российского чёрного списка офшорных компаний, что для российских компаний означает освобождение от налогообложения дивидендов, полученных от участия в кипрских дочерних компаниях (при соблюдении определённых условий). Также следует отметить и то, что возможное принятие со стороны России дополнительных неблагоприятных норм в отношении офшорных компаний Кипра не коснётся.
  • Изменения в отношении налогообложения доходов от продажи акций компаний, владеющих недвижимостью, вступят в силу с 1 января 2014 года, что сохраняет возможность использования этой юрисдикции в целях продажи недвижимости вплоть до этого времени.

И, наверное, главное — в ближайшее время иных подобных изменений не ожидается, что гарантирует определённую стабильность в использовании кипрских компаний как инструмента налогового планирования.

Рабочий текст документа (английский)*

Рабочий текст документа (русский)

*Приносим извинения за некачественный вид данного документа. На сайте представлена рабочая версия Протокола. Как только появится официальная версия данного документа, он будет опубликован на нашем сайте. Спасибо за понимание!

Есть вопросы? Свяжитесь с нами:

тел: +7 (495) 787-71-17
e-mail: moscow@amondsmith.ru

Режим работы:
пн. - пт.: с 9 - 00 до 20 - 00 (без обеда)
сб. - вс. - нерабочие дни