В бизнесе с 2002 года!

Честно
Консервативно
Конфиденциально

Москва: +7 (495) 787-71-17

Санкт-Петербург: +7 (812) 416-55-56

Киев: +38 (044) 498-28-79

Никосия (Кипр): +357 (22) 00-04-70

Москва: ул. Малая Полянка, д. 12А

(рядом с метро "Полянка")

Деофшоризация 2018 - всё о практике использования иностранных компаний в новых российских реалиях

Отправьте заявку

Отправьте вопрос, чем мы можем быть Вам полезны, и получите персонализированное предложение прямо сейчас!

Какие последствия повлечет изменение Соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и Кипром?

Amond & Smith Ltd (июнь 2009)

16 апреля 2009 года в г. Никосия между Министерством финансов Российской Федерации и Министерством финансов Кипра был подписан Протокол о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (подписано в г. Никосия 5 декабря 1998 г.) (далее по тексту - «Протокол» и «Соглашение» соответственно). Положениями Протокола внесены изменения в 10 статей Соглашения и введена одна новая статья.

По заявлениям официальных представителей государственных органов России и Кипра данный протокол должен содействовать развитию международного бизнеса, а также способствовать дальнейшему развитию экономических отношений между Россией и Кипром.

Многие изменения Соглашения конкретизируют его и не лишают кипрские резидентные компании преимуществ, которые им предоставляет Соглашение об избежании двойного налогообложения.

Итак, основные изменения коснулись следующего:

1. Существенно изменена статья, посвященная налогообложению доходов от отчуждения имущества. Так, согласно данным изменениям, при отчуждении акций компании, в которой пятьдесят процентов от стоимости активов составляет недвижимое имущество, доходы, полученные в результате такой продажи, могут облагаться налогом в государстве местонахождения имущества. Это правило вместе с тем не будет распространяться на случаи, когда происходит реорганизация компании либо когда акции отчуждаются на признанных фондовых биржах, а также пенсионным фондом и Правительствами Кипра и Российской Федерации. Изменения вступят в силу c 1 января 2014 года.

2. Доходы от недвижимого имущества, как и ранее, будут облагаться налогами в государстве, в котором располагается недвижимое имущество. Однако положения данной статьи также распространены на фонды взаимного участия, которые созданы исключительно в целях инвестирования в недвижимое имущество.

3. Соглашение дополнено статьей 29, направленной на ограничение преимуществ, которые предоставляет Соглашение. Согласно положениям статьи, если в результате консультаций между компетентными органами обоих договаривающихся государств будет установлено, что основной целью или одной из основных целей создания или функционирования резидента являлось получение преимуществ по Соглашению, которые иным образом не были бы доступны, и такая компания зарегистрирована в третьих странах (не на территории Кипра и России), она не сможет ими воспользоваться. Таким образом, это положение не распространяется на компании, зарегистрированные на Кипре и в России. Действие статьи затронет компании, зарегистрированные в третьих странах, управление и контроль которыми осуществляется с территории Кипра, что позволяет претендовать на статус резидента, а значит и на использование преимуществ Соглашения.

4. Действие статьи, посвященной налогообложению дивидендов, было распространено также на выплаты по паям фондов совместного инвестирования или аналогичных форм коллективного инвестирования. Что касается других изменений налогообложения процентов и дивидендов, то тут произошли несущественные изменения, в частности, для снижения ставки налога у источника до 5% при налогообложении выплат дивидендов вклад в уставный капитал должен будет составлять 100 000 евро (ранее 100 000 долларов США). С вступлением в силу Протокола проценты, которые в результате действия правил «тонкой капитализации» признаются дивидендами в целях налогообложения по российскому законодательству, будут подлежать налогообложению по ставкам, предусмотренным Соглашением для дивидендов (5-10% вместо 0%).

5. Протоколом предусматриваются новые правила в отношении определения резидентности компании. А именно, в случае невозможности определения места эффективного управления юридическим лицом, государственные органы России и Кипра будут решать вопрос о таком местонахождении в каждом конкретном случае путем проведения согласительных процедур.

6. Кроме того, расширено понятие постоянного представительства. Согласно новым положениям, в случае если компания действует на территории другого договаривающегося государства через физическое лицо, пребывающее на территории иностранного государства 183 или более дней в течение 12 месяцев, у такой компании может возникнуть постоянное представительство в таком государстве. Это может повлечь серьезные последствия в отношении налогообложения. В связи с этим во избежание возникновения постоянного представительства следует избегать использования генеральных доверенностей для совершения тех или иных сделок на территории РФ.

7. Другим важным изменением является новая редакция статьи 27 Соглашения, посвященной взаимному оказанию помощи в сборе налогов. Данная статья в новой редакции стала более конкретизированной. В частности, решены вопросы наложения обеспечительных мер, дано определение понятия налогового требования и др.

8. Важными в Протоколе являются изменения положений об обмене информацией. Отметим, что в Протоколе не уточняется, какой именно информацией могут обмениваться компетентные органы соответствующих стран, - указывается лишь на информацию, «которая может считаться существенной для применения положений Соглашения или для администрирования и применения внутреннего законодательства в отношении налогов любого вида или наименования».  На самом деле данные изменения направлены на некоторую конкретизацию уже существующей статьи Соглашения и не повлекут каких-либо серьезных изменений в сфере конфиденциальности информации. Вместе с тем следует иметь в виду, что данное заключение вытекает из строго формальной оценки новой и действующей редакции данной статьи. Как будут складываться на практике отношения по сотрудничеству в сфере обмена информацией между Российской Федерацией и Кипром покажет время. В любом случае смысл данной статьи не поменялся одновременно с текстом.

Добавим, что на Кипре были приняты изменения в национальном законодательстве, которые позволяют Кипру (при определенных условиях и с согласия Генерального прокурора Республики Кипр) раскрывать информацию налоговым ведомствам тех стран, с которыми у Кипра существуют соглашения об избежании двойного налогообложения. Это сделано для того, чтобы придерживаться стандартов Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), касающихся финансовой транспарентности при обмене информацией по налоговым вопросам.

При этом для раскрытия информации запрашивающая сторона, в свою очередь, должна иметь следующее:

Таким образом, «случайные» запросы информации или какие-либо «проверки» исключены.

Отдельно хотелось бы обратить внимание на положения о вступлении в действие тех или иных норм. Так, согласно статье XIII, данный Протокол, а значит и изменения в Соглашение вступят в силу после того, как будет ратифицирован Протокол последним из двух договаривающихся государств и начнет действовать в России и на Кипре в налоговых периодах, начинающихся с первого января календарного года, следующего за годом, в котором Протокол вступит в силу.

Статья, вносящая изменения в порядок налогообложения доходов от отчуждения недвижимого имущества, будет введена в действие только через четыре года после того, как Протокол вступит в силу.

Что касается статьи, которая предусматривает помощь в сборе налогов, она вступит в силу только после того, как Кипр создаст необходимую правовую базу.

Таким образом, возможности по использованию кипрских компаний российским бизнесом сохранились, в первую очередь за счет следующих моментов:

И, наверное, главное - в ближайшее время иных подобных изменений не ожидается, что гарантирует определенную стабильность в использовании кипрских компаний как инструмента налогового планирования.

Рабочий текст документа (английский)*

Рабочий текст документа (русский)

*Приносим извинения за некачественный вид данного документа. На сайте представлена рабочая версия Протокола. Как только появится официальная версия данного документа, он будет опубликован на нашем сайте. Спасибо за понимание!

Политика в отношении обработки и защиты персональных данных пользователей

rss facebook linked in youtube twitter

Для заказа, пожалуйста, позвоните по телефону +7 (985) 781-41-63 (контактное лицо – Екатерина Долганова) или заполните форму заказа ниже самостоятельно.

Форма заказа

Все поля являются обязательными для заполнения.