Отправьте заявку

Отправьте вопрос, чем мы можем быть Вам полезны, и получите персонализированное предложение прямо сейчас!

20 апреля 2020 г.

Налоговые соглашения как жертвы коронавируса: обзор планируемых изменений, рекомендации юристов

С 8 по 10 апреля 2020 года на платформе CFO CAFÉ был проведен «IV Налоговый марафон», в рамках которого партнер фирмы Amond & Smith Сергей Назаркин поделился опытом о практических вопросах налогового планирования в текущих реалиях. По результатам выступления, слушателями был проявлен активный интерес к темам изменения соглашений об избежании двойного налогообложения («СОИДН») и подтверждения центра управления иностранными компаниями по месту их регистрации. В данной статье мы раскроем вопросы, которые оказались наиболее востребованными среди владельцев международных компаний.

1. Как будут изменяться налоговые соглашения?

В обращении к гражданам России 25 марта 2020 года Президент РФ заявил о необходимости пересмотра ставок налога у источника при выплате дивидендов и процентов в офшорные юрисдикции. Следуя данному указанию, по состоянию на 14 апреля 2020 года, Правительство РФ направило уведомления Кипру, Люксембургу и Мальте о внесении изменений в СОИДН в части повышения ставки налога на доходы в виде дивидендов и процентов до 15%. По нашему мнению, следующими юрисдикциями, которым будут направлены аналогичные уведомления, станут скорее всего Нидерланды и Великобритания, так как согласно комментариям Минфина РФ, изменение соглашений об избежании двойного налогообложения коснется так называемых «транзитных юрисдикций».

К странам, соглашения с которыми не будут изменены, мы полагаем, относятся те, которые и так самостоятельно предъявляют жесткие требования к признанию компании налоговым резидентом и к доказательству «фактического права на доход», а также имеют высокий уровень налогового администрирования (к примеру, предписывают создание реального экономического присутствия – «сабстенса» или запрашивают подтверждение принятия решений на территории такого государства). К таким государствам можно отнести Германию, Австрию, США.

2. Как страны реагируют на изменение налоговых соглашений?

Правительства Кипра, Люксембурга и Мальты еще не предоставили официальный ответ, однако, по данным новостного канала «Известия», 7 апреля 2020 года в пресс-службе правительства Кипра заявили, что не исключают возможности опротестовать предложение РФ. И все же мы предполагаем, что, в частности, Кипр, скорее всего, согласится на внесение изменений в соглашение. Во-первых, если уведомления, направленные Россией другим «транзитным» странам, будут предлагать аналогичные изменения, то станет очевидным намерение РФ продолжать сотрудничество по налогообложению на единообразных условиях для всех. Во-вторых, ввиду устойчивых и глубоких экономических связей между РФ и Кипром, отказ от налогового соглашения будет невыгоден.

Некоторые полагают, что РФ и Кипр не пойдут на расторжение СОИДН, так как на Кипре представлены многие компании с государственным участием РФ. Однако, если бы изменения соглашений осуществлялись с расчетом на компании с государственным участием, то они могли бы быть оформлены по типу, как, например, Соглашение о налогообложении дохода от инвестиций между Объединенными Арабскими Эмиратами и Российской Федерацией. Данное соглашение предусматривает применение налоговых льгот только к государственным органам и учреждениям с абсолютным государственным участием.

3. Что делать иностранным компаниям?

Некоторым компаниям может быть выгодным сохранить регистрацию на Кипре, в то время как иным компаниям, возможно, окажется полезнее сменить юрисдикцию.

Универсальные решения здесь практически неприменимы и в каждом конкретном случае следует учитывать множество аспектов, таких как: планируется ли выплата дивидендов; если планируется, то в какую юрисдикцию; будет ли декларироваться КИК; входит ли юрисдикция для предполагаемого «переезда» в список офшорных зон Минфина РФ и ФНС России, и иные вопросы. Поэтому в каждом деле требуется применение комплексного подхода и «тонкая настройка» всех необходимых параметров налогового планирования.

Оригинальным шагом может стать «редомицилование» иностранной компании в Россию.

С одной стороны, в случае расторжения соглашения это может быть выгодным решением, так как предоставит компаниям в России налоговые условия во многом схожие с теми, которые обеспечивались по СОИДН до их изменений.

С другой стороны, редомициль компании в Россию, во-первых, влечет, конечно же, появление определенных «страновых» рисков (политических, экономических), а во-вторых, поднимает вопросы о его экономической целесообразности. Дело в том, что одним из условий для редомициляции иностранной компании в Россию является ее соответствие критериям «международной компании». В свою очередь, согласно ст. 2 Федерального закона от 03.08.2018 N 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах», для получения статуса международной компании, иностранная организация обязана принять на себя условия осуществления инвестиций на сумму не менее 50 миллионов рублей на территории Российской Федерации. Данное обстоятельство делает редомициль в Россию интересным для тех компаний, чей бюджет позволяет расходовать такие средства на инвестиции, а также для компаний, для которых сохранение их истории, деловой репутации и значительных связей стоят дополнительных вложений.

4. Как подтвердить, что центр управления иностранной компании, находится за рубежом?

К факторам, способствующим обоснованию центра управления компании, относится: наличие местного директора и передача прав управления совету директоров, состоящему из местных лиц. Также важную роль играет, насколько директор является независимым лицом и самостоятельно принимает решения, как и где (в какой стране) проводятся собрания директоров и принимаются им решения, насколько совет акционеров влияет на принятие решений советом директоров и на операционную деятельность директоров. Дополнительное значение имеет наличие экономического присутствия – «сабстенса». Создание «сабстенса» предусматривает открытие реального офиса в стране регистрации и найм достаточного количества сотрудников. Такое достаточное количество определяется в каждом конкретном случае и зависит от вида, масштабов и специфики бизнеса. Учитывается активный или пассивный характер деятельности компании, а также оценивается, какое количество сотрудников может на практике осуществлять заявленный объем работ в компании. К примеру, небольшой холдинговой компании может быть достаточно и 1-2 сотрудников, в то время как для активного среднего бизнеса этого будет уже недостаточно.

Авторы: Сергей Назаркин, партнер Amond & Smith, Елена Галицкова, помощник юриста Amond & Smith