Отправьте заявку

Отправьте вопрос, чем мы можем быть Вам полезны, и получите персонализированное предложение прямо сейчас!

Роль Конвенции в борьбе с финансовыми преступленими

Роль «Конвенции по проблемам отмывания доходов, полученных преступным путём, их поиска, изъятия и конфискации» в борьбе с финансовыми преступлениями.

Конвенция по проблемам отмывания доходов, полученных преступным путём, их поиска, изъятия и конфискации была утверждена министрами юстиции Совета Европы в 1990 г. На конференции в Страсбурге в ноябре того же года Конвенция была представлена на подпись государствам - членам Совета Европы, а набрала силу в сентябре 1993 года и получила высокую оценку специалистов.

Данная Конвенция - одно из самых больших по объёму соглашений и наиболее сложных документов международного права. В отличие от 40 рекомендаций ФАТФ, Конвенция 1990 года - это международное соглашение по проблемам уголовного права, которая носит обязательный характер для его участников.

Творцы Конвенции 1990 года ставили перед собой цель сохранять и развивать дальше все ценные достижения Венской Конвенции, принятой двумя годами раньше. Они признали необходимым придерживаться той же терминологии и системного подхода, в то же время модифицируя решения, которые содержатся в ней. Они старались дать тексту документа Совета Европы характер более чётких и строгих обязательств, чем те, которые зафиксированы в Конвенции ООН. Так в статье 6 Конвенция Совета Европы идёт далее Конвенции ООН в требовании криминализации явления отмывания денег. Данная статья требует его отнесения к преступлению независимо от того, связано ли данное явление с наркобизнесом или нет.

Новаторские положения включают в себя не только статью 6, но и весь раздел II Конвенции Совета Европы. Статья 2 накладывает на стороны фактическое обязательство введения законодательных актов, которые позволяют конфискацию орудий преступления, а также доходов и имущества, полученных преступным путём. В связи с этим конфискации подлежат отмытые доходы, которые поступили от всех видов преступлений, однако стороны, которые подписали Конвенцию, могут ограничить в особенной декларации список преступлений, включив в него только отдельные категории. Нидерланды, например, не включили в этот список доходы, полученные от налоговых преступлений, а также от нарушений таможенных правил.

В статье 4 содержатся обязательства каждой из сторон применять необходимые меры, которые обеспечивают доступ к банковской, финансовой и коммерческой документации. В той же статье параграф 2 обращает особенное внимание на мониторинг банковских счетов, на наблюдение, прослушивание телефонных разговоров, получения доступа к компьютерным системам, а также на обязанность предоставления необходимых документов.

В целом эксперты и юристы-практики позитивно оценивают Конвенцию Совета Европы, однако отмечают неопределённость её отдельных положений. Такие формулировки были достигнуты в результате достижения консенсуса, то есть согласия большого количества депутатов, которые высказывали много в чём отличные друг от друга мысли. К важным недостаткам относят отсутствие в нём определения ответственности юридических лиц за совершённое преступление по отмыванию «грязных» денег.

Материал подготовлен компанией Amond & Smith Ltd.

Все статьи